Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Самообразование педагогов

Дата: 10 августа 2018 в 12:46, Обновлено 15 августа 2018 в 14:30

Стремитесь узнать что-то, чего не знают другие.

И тогда перед вами откроются новые возможности.

М. Бьяуго

ПОЛОЖЕНИЕ О САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ

Организация самообразования педагогов

Самообразование — специально организованная, самодеятельная систематическая по­знавательная деятельность педагога, направленная на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение квалификации. Предлагаем несколько вариантов оформления плана самообразования педагога.

Вариант первый.

Примерный план работы по самообразованию

(Фамилия, инициалы педагога, преподаваемый учебный предмет, квалификационная категория)

Тема__________________________________________________________________

Направления работы, формы работы

1.    Изучение нормативной правовой документации, научно-методической литературы по проблеме (прилагается список литературы).

2.  Систематизация материала (конспект, библиография, таблица, оформление папки и т.п.).

3.    Мониторинг состояния работы в учреждении образования по изучаемой проблеме (анализ документации, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогические исследования).

4.    Методический «продукт» (памятки, методические рекомендации, публикации, по­собия и т.п.).

5.   Применение в практической деятельности:

—участие в организации и проведении районных, областных и республиканских меро­приятий (выступления на семинарах-практикумах, инструктивно-методических совещаниях, заседаниях методического объединения, круглых столах, конференциях и т.п.);

—проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Вариант второй

(табличный).

п/п

Направление работы

Формы

работы

Сроки

Отметка о выполнении, причина невыполнения

1

Изучение нормативной правовой документации, на­учно-методической литературы по проблеме

2

Систематизация материала

3

Мониторинг состояния работы в учреждении образо­вания по изучаемой проблеме

4

Методический «продукт»

5

Применение в практической деятельности

Вариант третий.

Примерный индивидуальный план самообразования

на 20 __/20__  учебный год

Учителя (учебный предмет)

Учреждение образования

Фамилия, имя, отчество

Образование

Курсы повышения квалификации (когда, где, название)

Работа над темой:

•    Единая методическая тема учреждения образования.

•    Индивидуальная тема самообразования.

•    Когда начата работа над темой.

•    Когда предполагается закончить работу над темой.

•    Цель и задачи самообразования по теме.

•    Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала.

•    Литература, изучаемая в течение учебного года по теме, и далее по годам.

•    Чей опыт предполагается изучить по данной теме.

•    Творческое сотрудничество по теме самообразования.

•    Практические выходы (доклады, рефераты, рекомендации и др.).

•    Изучение положительного опыта (посещение курсов, семинаров, лекций, учебных занятий, внеклассных мероприятий).

•    Выступление с сообщениями о собственном педагогическом опыте (когда, где, результат).

•    Выводы по окончании работы.

Примечание. Сегодня существует множество форм и способов повышения квалификации с помощью интернет-ресурсов и технологий. Дистанционные курсы, конференции, конкурсы, педагогические практики, предметные недели, педагогические форумы — все это к услугам педагогов в Центре дистанционного образования «Эйдос».


Хочешь облегчить свой труд — передай свой опыт другому.

Борис Крутиер

(врач высшей категории)

Процедура обобщения эффективной педагогической практики

(положительного педагогического опыта)

Предлагаем использовать не привычное словосочетание передовой педагогический опыт (ППО), а эффективная педагогическая практика (ЭПП) или положительный педагогиче­ский опыт (ППО).

Механизм организации деятельности работы с эффективной педагогической практикой.

I.   Выявление ЭПП

Любой учитель, даже молодой специалист, владеет целым рядом приемов, методов, спо­собов и алгоритмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые он заимствовал не столько из лекций преподавателей в годы обучения в вузе, сколько из своей практики обучающегося в школе.

Молодой учитель старается преподавать так, как это делали педагоги в его школьной жизни.

II.   Формирование ЭПП и ее описание

Этот этап предполагает активную работу педагога под руководством мастера, наставника, заместителя директора, руководителя МО, руководителя школы молодого учителя и др. по созданию целостной системы наработки, апробации и использованию результативных (может быть, и авторских) приемов, методов, способов обучения, методик, техник и технологий.

Особое внимание при работе с педагогом необходимо уделить овладению им приемами осмысления, описания и транслирования наработанных материалов.

Примерный алгоритм описания опыта собственной деятельности.

I. Название (наименование) фактора успешности

В формулировке темы должны быть:

—связка «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс»;

—конкретность;

—корректное использование педагогических и психологических терминов.

Приведем примерные формулировки названия (наименования) фактора успешности:

•     Активные методы обучения как фактор формирования познавательной активности учащихся.

•     Рефлексия как один из основных структурных компонентов самообразовательной деятельности педагога.

•     Самостоятельная познавательная деятельность как фактор личностного развития учащегося.

•     Творческая индивидуальность — один из показателей успешной социализации вы­пускника школы.

•     Модернизация методической службы' учреждения образования как необходимое ус­ловие развития образовательного пространства.

•     Конкурс профессионального мастерства как форма выявления эффективной педаго­гической практики и творческого роста педагога.

•     Развитие речи и творческого воображения учащихся посредством использования при­емов технологии развития критического мышления.

•    Обеспеченность личностно-ориентированного подхода при организации учебных за­нятий как средство повышения физической подготовки учащихся.

•    Проведение физкультпауз на учебном занятии как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся.

•    1нтэрактыуныя метады i прыёмы навучання як сродак пазнавальнай матывацьп да вучэбнай дзейнасщ на уроках беларускай мовы i л1таратуры.

•     Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка как условие повышения качества образования.

•     Развитие общих учебных умений и навыков как условие результативности процесса учения.

•    Активизация познавательного интереса учащихся посредством использования при- родосообразных форм организации познавательной деятельности.

•    Самообразование как способ самореализации педагога и др.

II.   Структура работы (последовательность операций)

1.  Актуальность опыта. Представить анализ соответствия цели и задач опыта социаль­ному заказу общества, региональной образовательной политике, нормативным правовым документам, Кодексу об образовании, стандартам и учебным программам и т.д.

2.    Научно-методическое обоснование включает:

1)    проблемный анализ изученной литературы (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается);

2)  акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой об­ласти, а к чему еще нужно стремиться;

3)   вычленить притиворечия, которые побудили педагога к поиску новых подходов к обучению, воспитанию и развитию учащихся. Имеющиеся противоречия становятся фак­тором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.

3.  Цель и задачи. Цель — это мысленное представление конечного результата. Задачи — пошаговая реализация цели.

4.  Ведущая педагогическая идея опыта — центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм ее применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам автора, его позиции. Заимствованные у разных педагогов идеи могут представлять новую систему деятельности.

5.   Новизна опыта, т. е. представление оригинального способа решения проблемы, при этом новизна может проявляться во внесении новых положений в науку, в предложении более эффективных способов применения известных положений, в комбинации элементов (приемов) современных образовательных технологий.

6.  Описание сущности педагогического опыта — описание средств достижения цели (ме­тодов и форм организации работы), организации образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Рекомендуемая формула описания:

Цель (для чего) — содержание (что) — методы и средства (как) — результат (какой).

Требования к данной части описания:

—  отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;

—  выбрать структуру описания технологии (по этапам учебного занятия, по типам урока, по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.);

—  показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий;

—показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки»);

—содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта;

—привести примеры, педагогические факты.

7.   Условия, при которых создавался опыт:

—отразить личностные и профессиональные качества педагога;

—определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности;

—   указать, какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педа­гог. Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

8.   Результативность. Учитель-мастер, чей опыт обобщается, работает не на сиюминутные результаты, а на приращение познавательных способностей своих учеников. Представить, каковы результаты данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других педагогов в тех же условиях.

9.    Трудоемкость опыта. Временные и интеллектуальные затраты всех участников об­разовательного процесса.

10.   Доступность опыта. Возможность и условия освоения другими педагогами.

11.   Список использованной литературы.

12.   Приложения (авторские программы; тематическое планирование; поурочные планы; система учебных занятий по теме опыта; компьютерное обеспечение занятий; сценарии вечеров, праздников, тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов; творческие ра­боты учащихся; данные о выпускниках — успехи, имеющие отношение к системе работы учителя по теме опыта, и др.)

При описании опыта ссылки на приложения обязательны.

Обязательное условие работы — редактирование текста: удаление малоэффективных рассуждений, сокращение громоздких словосочетаний, анализ соответствия основной идеи содержанию и последовательности изложения. Ответьте на вопросы: как вы считаете, это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедителен? Нет ли в материале опечаток, не­точностей, ошибок? Соответствует ли внешний вид рукописи требованиям эстетической культуры представляемых на суд комиссии материалов?

Заметим, что разумная степень критичности на этом этапе поможет улучшить качество содержания и внешний вид представляемого на обсуждение вашего профессионального портрета.

Перечитав еще раз работу, стоит ответить на вопросы:

1.   Согласованы ли цель, задачи, прогнозируемый результат с заявленной проблемой?

2.    Создан ли методический продукт, обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи? Представлен ли четкий алгоритм действий по его применению?

3.     Выявлены ли конкретные результативные показатели? Определены ли условия, способствующие и препятствующие применению образовательного продукта, перспективам развития опыта?

4.   Описан ли опыт в форме, пригодной для трансляции в педагогическую среду? При­ведены ли рекомендации по использованию опыта другими педагогами?

Творческая группа, работающая над описанием опыта, должна помнить, что оно (опи­сание) не должно стать отчетом о педагогической деятельности, описание должно носить рефлексивный характер.

Предложенный алгоритм деятельности можно использовать при подготовке к сдаче экзамена на высшую квалификационную категорию, при описании опыта собственной педагогической деятельности.

III.    Обобщение ЭПП

Данный этап предполагает совместную деятельность педагога и его куратора (см. второй этап) по описанию системы работы учителя, по следующей схеме:

а)  служебная характеристика педагога;

б) название темы, направления деятельности, по которым идет обобщение;

в)  проблемы, которые решает педагог в работе по данной теме, направлению;

г)  актуальность выбранной темы, направления;

д)  цель, задачи, решаемые в ходе работы по теме, направлению;

теоретическая и практическая значимость результатов;

ж)  описание апробации темы, направления;

з)  описание критериев и показателей, по которым определяется результативность и эффективность работы по теме, направлению;

и)  границы применения.

Структура может быть следующей.

А. Теоретическая часть

1.   Информационный блок:

1.1.    Название темы.

1.2.    Актуальность.

1.3.    Цель.

1.4.    Задачи.

1.5.    Длительность работы над темой.

2.    Описание технологии:

2.1.    Ведущая идея.

2.2.    Суть опыта.

2.3.    Результативность и эффективность.

3.    Заключение.

Б. Практическая часть (приложения, перечень информационных и аналитических материалов).

Материалы могут быть представлены как на бумажных, так и на электронных носителях и включать в себя конкретные разработки учебных занятий, внеклассных и методических мероприятий, листы наблюдений, публикации, работы учащихся и др., иллюстрирующие систему работы педагога по выбранной теме, направлению.

IV.          Распространение ЭПП

Под распространением понимается:

1)  знакомство педагогической общественности с представленной системой работы посред­ством участия автора либо его куратора в работе методического формирования учреждения образования, педагогического совета, районных, областных, республиканских совещаний, семинаров, конференций, педагогических чтений и др.;

2)   трансляция системы либо отдельных наработок путем публикаций в периодической печати, отдельных изданиях, размещения на соответствующих сайтах и др.;

3)   участие педагога либо его куратора в создании системы работы по овладению учите­лями элементами ЭПП в целях ее внедрения.

Распространение включает в себя экспертную оценку результативности, эффективности разработанных материалов.

Главным в приведенном алгоритме по работе с ЭПП является то, что он позволяет широкой педагогической общественности делиться с коллегами своими открытиями, а не хранить их в папках, украшающих интерьер учебного или методического кабинетов.

Приветствуется обобщение опыта педагога проблемной (творческой) группой, а не только одним учителем.

План работы проблемной группы педагогов учреждения образования, работающих над темой «Процедура обобщения собственного опыта», можно оформить следующим образом:

Сроки

Содержание работы

Ответственный

Примечание

1. Лекция «Процедура обобщения собственного опыта». Один из вопросов: показатели, свидетель­ствующие о необходимости обобщения опыта

Фамилия, инициалы зам. директора по УР

2. Первый этап обобщения опыта. Обнаружение противоречий между сложившимися формами ор­ганизации образовательного процесса и потребно­стями повышения эффективности педагогической деятельности. Новизна и актуальность опыта. Сбор материала для обобщения опыта

Фамилия, инициалы руководителя группы

1. Второй этап обобщения опыта. Самоанализ деятельности (сбор фактического материала, обо­снованные выводы из него, выделение идеи опыта, приемов, методов, форм работы, их методическое обоснования, показатели эффективности приемов и методов работы). Объект и предмет изучения

Фамилия, инжпмига руководителя группы

2. Консультации, практическая помощь

Фамилия, инициалы зам. директора по УР

1. Третий этап обобщения опыта. Анализ резуль­тативности своей работы (при каких условиях были достигнуты оптимальные результаты, какие трудности были при его создании)

Фамилия, инициалы руководителя группы

2. Определение (разработка) структуры работы

Фамилия, инициалы руководителя группы

1. Четвертый этап обобщения опыта (практиче­ский). Систематизация материала. Выводы

Фамилия, инициалы руководителя группы

2. Консультации

Фамилия, инициалы зам. директора по УР

Описание опыта педагогической деятельности

Фамилия, инициалы руководителя группы

Состав группы:

фамилия, инициалы — руководитель группы, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

фамилия, инициалы, должность, квалификационная категория, член группы;

фамилия, инициалы, должность, квалификационная категория, член группы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.