Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Рекомендации для классных руководителей младших классов

Дата: 12 апреля в 16:29, Обновлено 12 апреля в 16:43

Рекомендации классным руководителям первых классов по улучшению психологического климата в классе,
способствованию сплочению учащихся
(по результатам диагностики)

  1. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
  2. Старайтесь подбирать задания и игры таким образом, чтобы каждый из учащихся смог попробовать себя в роли «лидера» и в роли «подчинённого».  С помощью таких заданий вы сможете определить не только явных лидеров, но и скрытых.
  3. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и, обязательно, будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
  4. Во время поощрения или порицания учащихся старайтесь избегать сравнений.
  5. Когда делаете замечание ученику, постарайтесь избегать «развешивания ярлыков». Например: «Коля снова позже всех сдал тетрадь! Как и всегда! Коля у нас самый медленный в классе!».
  6. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
  7. Низкие показатели по тесту «Рукавички» в парах, говорят о том, что данных детей лучше пересадить друг от друга, подобрать им партнёра по парте, с которым им будет более комфортно.
  8. Старайтесь не садить за одну парту учеников, между которыми есть конфликт или неприязнь.
  9. При рассадке обращайте внимание на особенности характера и темперамент учащихся. Если посадить за одну парту явного холерика и меланхолика, то вряд ли такой вынужденный союз будет полезен обоим детям.
  10. Создавайте положительный эмоциональный фон в классе, чтобы уменьшить уровень тревожности и страхов, которые негативно влияют на познавательные способности учащихся.

Рекомендации для классных руководителей
по развитию внимания
учащихся младших классов

  1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.
  2. В каждый урок  включайте  задания на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей (выкладывания узора из мозаики, выкладывания фигуры из палочек по образцу, исключения лишнего, нахождения различий в двух похожих картинках, нахождения двух одинаковых предметов среди множества, нанизывания бусинок по образцу, срисовывания по клеточкам и др.)
  3. Чаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
  4. Предлагайте детям: а) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; б) неоконченные фразы, которые нужно окончить; в) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них.
  5. Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ,  нарисовать город.
  6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  7. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
  8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  9. Периодическое переключение с одного вида  работы на другой, многогранная структура урока, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход сделает урок более интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.
  10. При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
  11. Устраняйте отвлекающие факторы.

Рекомендации классным руководителям
по результатам диагностики социального статуса учащихся и уровня групповой сплочённости

     От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
 
     Вот основные шаги классного руководителя в этом направлении:

  1.  Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
  2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут совместные прогулки на природе, создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
  3. Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
  4. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
  5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
  6. Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
  7. Вовлекайте «изолированных»  учеников в интересную им деятельность. Помогите им достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.). Постарайтесь преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции, отчуждения. Хвалите и поддерживайте изолированных детей, это поможет им выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники. Часто самое важное, это наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен и дружелюбен  к изолированному ребенку и хорошо к нему относится, это послужит примером для остальных детей.

Рекомендации классным руководителям

по результатам диагностики тревожности

(Методика Сирса)

  1. Никогда не говорите про учащихся плохо, особенно избегайте приписывать им отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «неисправимый» и т.д.
  2. Критикуйте поступки, а не личность ребёнка (говорите: «Твой поступок был плохим», а не «Ты плохой»).
  3. Обращайте внимание не только на детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности, но и на учащихся, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности.
  4.  Показывайте учащимся свою доброжелательность (чаще улыбайтесь, будьте вежливы и т.д.),  делайте акцент на положительных поступках  учащихся (меньше ругайте, чаще хвалите).
  5. Обеспечивайте реальный успех в какой-либо деятельности. Необходимо найти деятельность, в которой тревожный ребёнок сумеет проявить себя (рисование, игры, вышивание, спорт и т.д.). Если нет реальных достижений, их придётся создавать искусственно, например, научить ребёнка собирать гербарий, или дать ребёнку определённую должность (поручение) в классе с мнением которой должны будут считаться окружающие. Главное, не сам успех в деятельности, а реакция на него окружающих. Они должны быть убеждены, что все успехи постоянны, а неудачи – временны.
  6. Поощряйте все проявления самостоятельности, уверенности.
  7. Не сравнивайте достижения ребёнка с другими детьми, сравнивайте с его собственными достижениями, оценивайте улучшения его собственных результатов.

Рекомендации  для классных руководителей
по развитию мышления у учащихся младших классов

  1. Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;  классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей (разрезные картинки); последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);  задания на сообразительность,  логические  рассуждения и т. д.
  2. Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
  3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 
  4. После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
  5. Развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану.
  6. Упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;  учите детей доказывать своё мнение, выражать его.
  7. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  8. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  9. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  10. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Практические игры и задания

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето, секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый     –     грустный
Быстрый     –    медленный
Пустой        –    полный
Худой         –     толстый
Умный        –    глупый
Тяжелый     –    легкий
Храбрый     –    трусливый
Твердый      –    мягкий
Шершавый  –    гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол; 
шкаф – свитер; 
холодильник – кефир; 
тумбочка – книжка
кастрюля – суп; 
дупло – белка; 
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры; 
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

 «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
 

Рекомендации для классных руководителей и родителей
по развитию памяти учащихся младших классов

  1. Обратите внимание на сильные стороны памяти ребенка, что он лучше всего запоминает: то, что видит - зрительная память; то, что слышит – слуховая память, или у него лучше развита двигательная память. Обратите особое внимание на слабые стороны памяти ребенка. Подбирайте индивидуальный подход к ребёнку, учитывая особенности его памяти. Организуйте запоминание разными способами, чередуйте их, чтобы развивать ослабленный тип памяти. 
  2. Интерес во многом обусловливает успешность заучивания. Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  3. Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  4. Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  5. Используйте наглядность на уроках. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия, макеты, картинки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). 
  6. Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
  7. При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
  8. Для улучшения процесса памяти развивайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: 

а) анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 

б) осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 

в) классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 

г) устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.      

            

Педагог – психолог                                                                                 Гайдич О.П.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.