Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Консультативная страничка для родителей младших классов

Дата: 6 мая 2016 в 12:41, Обновлено 12 апреля в 16:55

  1. Как помочь первокласснику привыкнуть к школе
  2. Критерии психологической готовности ребенка к школе
  3. О прохождения адаптации пятиклассника
  4. 10 самых распространённых ошибок, которые совершают родители в воспитании детей
  5. Укрощение драчунов
  6. Что вызывает стресс у ребёнка-спортсмена
  7. Как помочь ребёнку справится со страхами?
  8. Как правильно воспитывать мальчика
  9. Опасность физических наказаний
  10. Особенности воспитания девочек в семье
  11. Рекомендации по позитивному разрешению конфликтов
  12. Правила безопасного общения  для очень коммуникабельных детей (при общении с незнакомцами)
  13. Профилактика саморазрушающего поведения
  14. Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком
  15. Рекомендации для родителей по развитию внимания учащихся младших классов
  16. Рекомендации  для родителей по развитию мышления у учащихся младших классов
  17. Рекомендации для родителей по развитию памяти учащихся младших классов

Как помочь первокласснику привыкнуть к школе

Ваш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым, как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?

1 шаг

Провожайте ребенка в школу. Даже, если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.

2 шаг

Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.

3 шаг

Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учебы – перерыв на 5-10 минут, и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребенком хотя бы полчаса на свежем воздухе.
Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.

4 шаг

Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка. Даже, если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.

5 шаг

Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.

Не пытайтесь с самого начала требовать от ребенка самостоятельности. Понадобится несколько месяцев, чтобы он понял: учеба - это обязанность, которую надо выполнять - Надо помогать ему, поддерживать в нем уверенность, что “все получится”.

Не стоит в этот год отдавать ребенка в какие-то  дополнительные  кружки, секции;  это лишь усилит в нем ощущение нестабильности. Ребенку сейчас  нужна  привычная  атмосфера, в которой он находится до школы, особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным “тылом”.

Постарайтесь с самого начала наладить душевный контакт с ребенком, только в этом случае Вы всегда будете в курсе всех его школьных проблем.

Если квартирные  условия  не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже отдельный стол, у него все равно должно быть постоянное место  для  подготовки  домашних  заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное - к занятиям своего ребенка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать  его  во время занятий, и  на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину.

Первый год - два нужно  обязательно  помогать ребенку в подготовке домашнего задания. Не правы те родители, которые отказываются от этого, ссылаясь на то, что воспитывают в ребенке самостоятельность. А  на  такое  обучение  может потребоваться и не год, и не два.

Родителям следует помнить, что ребенка надо хвалить не за успехи, а за старательность.

Ни в коем  случае  нельзя  сердиться, ругать за “лень”, даже небрежность.

Родителям рекомендуется постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой у него все в порядке. Вы не только лучше поймете требования учителя, но и увидите своего ребенка совершенно с другой стороны, откроете в нем что-то новое. Ведь Ваша главная задача - поддерживать интерес к учебе, помогать ему, укреплять в нем уверенность, “что все получится”.

        

Советы родителям первоклассника

  1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе вымыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т.д.)»
  1. Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.
  1. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. Научите  ребенка  делиться  своими  проблемами.
  1. Обсуждайте  с  ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
  1. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.
  1. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
  1. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

    Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.


Критерии психологической готовности ребенка к школе


1. Социально-психологическая готовность к школе: 
• Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний. 
• Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. 


В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника. 
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. 


2. Интеллектуальная готовность: 
• Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями. 
• Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. 
• Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания. 


В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). 
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. 


3. Психофизиологическая готовность: 
• Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. 
• Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа. 
• Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.


О прохождения адаптации пятиклассника

Успешное прохождение периода адаптации можно определить по:

  1. Состоянию физического здоровья – предполагается, что пятиклассник умеет приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока.
  2. Состоянию психического и психологического здоровья – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребенка.
  3. Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат, в классе.
  4. Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.

Ребенок адаптирован, если у него сформированы волевые качества:

  • самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
  • настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);
  • инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);
  • организованность;
  • культурно-гигиенические привычки;
  • привычка трудиться.

Рекомендации родителям

Для профилактики проблем в адаптации:

  1. Важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.
  2. Напомнить ребенку, чтобы он не боялся, лишний раз спросить учителя, не скрывать, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы.
  3. Составить расписание с указанием требований учителей.
  4. Вместе  с ребенком составить режим дня.
  5. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).
  6. Наладить контакт с учителями – предметниками и классными руководителями.

Рекомендации по сохранению физического здоровья детей:

  • посещение спортивных и танцевальных секций;
  • достаточное ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе (не менее 2 часов);
  • подвижные игры;
  • закаливание. Наилучшая форма закаливания – бассейн.

10 самых распространённых ошибок, которые совершают родители в воспитании детей

  1. Мы часто относимся к своим детям как начальник к подчиненному, разговариваем с ними в приказном тоне. Но они не наши подчиненные, а наши любимые и близкие люди, самые родные и ценные.
  2. Часто, родители слишком много запрещают своим детям. И дети просто постоянно находятся в ограниченном состоянии, не могут и шагу ступить.
  3. Родители бывают слишком категоричны и бескомпромиссны, заставляют детей делать то, что им не нравится. Излишняя строгость – тоже может влиять негативно на поведение детей.
  4. Часто родители «не слышат» своих детей, когда те что-либо им говорят, рассказывают или хотят поделиться чем-то важным.
  5. Родители очень часто срывают свою злость и раздражение на своих детях и наказание бывает просто не соизмеримо с проступком.
  6. Родители относятся к ребенку, как к маленькому, а требования предъявляют, часто как к идеальному взрослому. Здесь полное несовпадение, которое и порождает сложности.
  7. Часто родители захваливают собственного ребенка, или слишком много ему позволяют, а спохватываются, когда ребенок уже стал совершенно неуправляемым, и что-либо изменить уже бывает слишком поздно.
  8. Часто, в родители не держат своего слова, не выполняют обещанного своим детям, а потом удивляются, почему их дети им начинают врать.
  9. Родители очень часто не интересуются мнением ребенка, а свое считают единственно верным и правильным. Многие родители постоянно заняты своими делами, и до ребенка и совсем нет дела.
  10. В конфликтах своих детей – родители часто встают на чью-либо сторону, тем самым порождают гнев и злость другого ребенка. Конфликт не решается, а временно затухает до следующего раза, разворачиваясь с новой силой

Укрощение драчунов

• Формируйте положительный образ. 

Постоянно внушайте агрессивному мальчику, что он должен вести себя, как настоящий мужчина: быть сдержанным, уметь владеть собой. Если ему что-то не нравится, надо спокойно высказывать свою обиду.


• Школьника можно отдать в секцию боевых искусств.

Там кроме прямой разрядки – трансформации агрессии в двигательную энергию - ребенок получит навыки самообладания, самоконтроля, приобретет уверенность в себе.


• Обязательно развивайте ребенку речь, учите его общаться.

Сверстники будут охотно иметь с ним дело, если он знает и соблюдает правила различных игр, может придумать сюжет новой игры, интересно рассказывает и умеет поддержать беседу

Ребенок постоянно затевает драки и грубит? Психологи считают, что агрессия – это нормально. Но выливаться она должна в безопасное русло.

Что может повлиять на возникновение драчливого поведения?

• Плохо развитая речь.• Из


Психологи установили, что дети из семей с низкой культурой речи в 4 раза чаще проявляют агрессивность, чем дети неблагополучных родителей, однако умеющие хорошо говорить.

• Недостаток внимания со стороны родителей.
Это очень заметно в тех семьях, где родители не проявляют интереса к нуждам ребенка, отмахиваются от его просьб.

Излишняя строгость в воспитании.
Если родители не учитывают мнение ребенка, а жестко все решают за него («Будешь ходить в музыкальную школу, и никаких разговоров», «Ты должен читать каждый день по 30 минут»), ребенок начинает бунтовать. Он тоже человек со своими вкусами и желаниями, и он отнюдь не всегда готов следовать регламенту, разработанному родителями, хотя бы потому, что в этот момент он устал или у него плохое настроение.

• Агрессивность со стороны взрослых.
Нередко мы сами обижаем детей и этим вызываем у них ответную агрессию. И почему-то считаем, что вправе на них кричать, можем их шлепать, унижать их достоинство, а они в ответ обязаны всегда относиться к нам лояльно, прощать нам насмешки, резкие замечания, шлепки.

Как обращаться с ребенком в момент вспышки агрессии?

• Прежде всего направьте агрессию в приемлемое русло. 
Ребенок злится, бросается на всех с кулаками? Пусть уж лучше кричит, чем дерется, считают психологи. А еще лучше научить его в момент гнева топать ногами, бегать, рвать бумагу, мутузить подушку, но никого не обижать ни грубым словом, ни рукоприкладством.
Повесьте в его комнате боксерскую грушу: пусть ее колотит, когда злится.

• После разрядки устройте релаксацию.
Займитесь чем-то спокойным, умиротворяющим, например, устройтесь с драчуном в обнимку на диване и почитайте интересную книжку.

• Никогда не применяйте физических наказаний.
Психологи считают, что шлепки и подзатыльники повышают общий уровень агрессивности, а не снижают его. А вот что убавляет накал страстей, так это спокойное, теплое обращение. Агрессивным детям особенно нужна постоянная уверенность, что их любят, ценят, ими дорожат.


• Маленьким детям на каждое «нельзя» надо сразу предложить, что же тогда можно. 
Такое переключение предупредит вспышку ярости, вызванную запретом. Например, стрелять в потолок из водяного пистолета нельзя, но можно обрызгать из него кафельную стену в ванной. Детям постарше надо спокойно и уважительно объяснить, почему вы не разрешаете им это делать.


Что вызывает стресс у ребёнка-спортсмена

Занятия спортом должны приносить радость. Но по результатам исследования, проведенного Американской психологической ассоциацией, лишь 9% детей испытывают радость от занятий спортом. Для подавляющего большинства занятия спортом вызывают сильный стресс.

Во время соревнований дети часто находятся в стрессовом состоянии, но причины этого стресса могут оказаться сюрпризом для некоторых родителей. Часто не тренеры и не товарищи по команде являются причиной стресса. Причиной можете быть вы и даже не знать об этом! Ниже приводятся типы поведения родителей, которые могут вызывать стресс у их детей во время тренировок, соревнований или даже в быту. Ведете ли вы себя подобным образом? Чтобы не вызывать у вашего ребенка стресс, избегайте подобных типов поведения.

1. Разговоры о ваших собственных достижениях в спорте

Поделиться вашими собственными достижениями в спорте может быть вдохновляющим для вашего ребенка. Но если вы делаете это постоянно, то можете вызвать стресс. Многие дети, которые постоянно слышат истории о том, какими великими были их родители, испытывают стресс, потому что чувствуют себя обязанными добиться таких же успехов, как и их родители.

2. Сравнение вашего ребенка с другими членами команды (другими детьми)

Дети имеют свои собственные уникальные таланты и способности, когда дело касается определенного вида спорта. Сравнение их с другими детьми или членами команды может вызывать чувство беспокойства и стресса, особенно когда они не способны демонстрировать те же навыки или выступать на том же уровне, что и другой ребенок.

3. Подсказки во время соревнований

Вы можете подумать, что подсказывая своему ребенку во время соревнований вы оказываете ему дополнительную поддержку. Но на самом деле это приводит его в замешательство. Ребенок начинает испытывать сильный стресс, потому что не знает чей совет слушать — тренера или родителей.

4. Делать занятия спортом главным в вашей жизни (и жизни вашего ребенка)

Да, занятия спортом могут дать много преимуществ. Новые знакомые, прекрасная возможность путешествовать и даже получение профессии. Но нет причины делать это главным в вашей жизни и жизни вашего ребенка. А что если он захочет попробовать себя в другом виде спорта или получит травму? Если вы постоянно говорите о занятиях спортом, то это заставляет ребенка чувствовать себя обязанным продолжать заниматься спортом, даже если он этого больше не хочет.

5. Оспаривание решений тренера

Если бы решения принимали родители, то их дети играли бы все время. Но решение остается за тренером и на это есть причины. Не тратьте время на споры с тренером о том, как часто должен играть ваш ребенок. Это смущает вашего ребенка и вызывает у него стресс.

6. Принятие решений за вашего ребенка

Это нормально желать своему ребенку всего самого наилучшего. Но когда дело касается спорта, то вы должны позволить своему ребенку самому выбрать, чем ему заниматься. Вы можете познакомить его с тем видом спорта, каким сами занимались сами в юношестве, но не заставляйте его им заниматься только потому, что он вам нравится и вызывает у вас ностальгию.

7. Превращение каждой игры в вопрос жизни или смерти

Никому из родителей не нравится, когда их ребенок проигрывает. Но важно понимать, что победа — это не всё. Когда победа — всё, ребенок испытывает колоссальное постоянное давление.

8. Принуждение к дополнительным тренировкам

Чтобы достичь успехов в спорте, дети должны тренироваться. Но включение в расписание нескольких дополнительных тренировок в неделю может оказаться чрезмерным для ребенка и нанести вред его организму. Побуждайте детей тренироваться, но не заставляйте их тренироваться часами в дополнение к основным занятиям по расписанию.

9. Перегруженность расписания вашего ребенка

Есть соблазн записать вашего ребенка во все спортивные секции, к которым он выражает интерес. Но многие расписания тренировок и соревнований накладываются друг на друга. Это приводит к усталости, слабости и стрессовому состоянию. Выберите один-два вида спорта, на которых нужно сфокусироваться. Этого будет достаточно, чтобы поддерживать занятость вас и вашего ребенка.

10. Пропуск важных семейных событий ради рядовых спортивных мероприятий

Накладки в расписаниях спортивных соревнований вашего ребенка и семейных событий неизбежны. Если семейное мероприятие важно для вас и членов семьи, то его пропуск может вызвать у ребенка чувство вины и сильный стресс.


Как помочь ребёнку справится со страхами?

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка живущая в доме не испугалась вызвала пожарных и все спаслись). 

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д. 

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим 

6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку. 

-Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться к ребенку, который боится собак – верный способ усилить страх. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.

-Позвольте ребенку положится на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-Но не переусердствуйте иначе сверхохраняемый ребенок может решить что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, в этом возрасте, когда дети и так склонны к самым различным страхам, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если ребенок все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было, и что вы только наблюдали это, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом. Это лучше чем постараться быстро отвлечь и развлечь ребенка

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия - когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы - «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается" могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 


Как правильно воспитывать мальчика

  1. Если ваш ребёнок активный, установите в его комнате перекладину для подтягивания. Физические упражнения весьма полезны и важны для всех детей, а для мальчишек они ещё и необходимы для того, чтобы «выпустить пар», дать выход чрезмерной энергии.
  2. Ролевые модели также очень важны в воспитании мальчика, они будут проявляться во всех аспектах жизни вашего ребёнка. Мальчикам необходимо общение с мужчинами, необязательно с отцами.
  3. Поддерживайте активную модель поведения вашего ребёнка, так как именно активность является очень важной чертой мальчика.
  4. По возможности заинтересовывайте и приобщайте сына к выполнению несложных обязанностей по дому, к работе с техникой, инструментами.
  5. Выделяйте у мужчин положительные качества, например: внимательность, мужественность, доброжелательность, смелость и др.
  6. Всегда говорите мальчику, что верите в него, что у него всё получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если они пока не увенчались успехом.
  7. Приобщайте мальчика к вашим ценностям, разрешайте ему интерпретировать их по своему. Он будущий мужчина и он будет реагировать на эмоциональные ситуации не так, как это делаете вы.

Проявляйте фантазию для него, чтобы помочь вашему сыну изучить гардероб и вещи мужчины. Например, поставьте небольшую корзину и положите в неё бритвенный станок (без лезвия), крем для бритья, дезодорант, одеколон, зубную щётку вашего ребёнка и его расчёску. Дайте ему понять, что этими вещами мужчины пользуются каждый день.


ОПАСНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.

Телесные наказания и битьё детей, даже  если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют  детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные  повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

 В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:

  • «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
  • «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).
  • «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Реакция на побои бывает у детей самой разной

  1. Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.
  2. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.
  3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным  для его развития.

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое  наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

  • каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
  • давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
  • не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;
  • уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
  • не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
  • не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.); 
  • помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
  • почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?»«А как бы ты поступил?»);
  • предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
  • после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
  • нельзя наказывать больного ребёнка;
  • если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)
  • заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)
  • предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
  • никогда  не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  • будьте последовательны в своих требованиях.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

Принципиальные различие мальчиков и девочек в том, что мальчик приобретает мужские качества в течение своей жизни. Но  если мальчик приобретает мужественность с возрастом, то девочка изначально обладает женственными качествами.  Поэтому воспитывать девочек нужно по-другому. Девочка это «богиня». У нее женская суть первозданна. Особенность воспитания девочек в том, что к ней с самого ее рождения нужно относиться как к богине, для того, чтобы она сохранила свой потенциал, которым она обладает.

  • Роль мамы в жизни девочки

Любая девочка не только подражает маме, но повторяет ее путь. Какую линию поведения избирает мать, таким путем пойдет дочь. Психологи солидарны с народной мудростью, в которой утверждают: «Если хочешь увидеть жену в будущем – посмотри на тещу». Даже отношение к мужу у нее будет такое, какое было  от матери к отцу. Как мама относится к окружающему миру, точно таким его увидит дочь. Роль матери в воспитании дочери колоссальна, поэтому, когда женщина желает счастья своей дочери – она должна сама стать счастливой. Если женщина воспитывает дочь, она должна стать для нее примером.

  • Девочка – маленькая леди

Нужно привить в девочке понятие, что она принцесса или леди. Такие правила воспитания девочек важны, чтобы она могла из принцессы вырасти до королевы с собственным чувством достоинства. Ни в коем случае нельзя даже допускать мысли, что мальчишки могут быть лучше, ущемляя ее чувства. Иногда встречаются предубеждения, что сын лучше, что родить «пацана» – это достойно. Воспитывать дочку нужно так, чтобы она не восприняла всерьез такие архаичные стереотипы. Она должна знать,  что она прелестна, и быть принцессой прекрасно!

  • Взаимоотношения мамы и папы – это будущая модель ее семьи

Зачастую родители поглощены своими взаимоотношениями, что забывают, что дети тоже вовлечены в семейные дела. Девочка будет искать мужа похожего на отца, а линию поведения изберет материнскую. Таким образом, она воспроизведет подобную модель семьи, в которой родилась. Поэтому воспитывая дочь, нужно начинать с себя.

  • Окружить девочку природой

Для нее важна близость с природой. От природы она черпает энергию,  поэтому нужно научить ее сажать цветы, привить ей любовь к животным, дарить ей живые подарки, например, красивые букеты цветов.

Окружить красотой

Чтобы у нее был хороший вкус вокруг нее должно быть все красивым. Кровать, дизайн комнаты, одежда, все должно быть эстетичным, нежным. Это всевозможные рюши, банты, блестки, бусы, нежные цвета, красивые игрушки.

  • Особое отношение к волосам девочки

Длинные красивые волосы – это особенность девочки. К волосам нужно относиться с особым вниманием, потому что считается, что в них сила женщины. Волосы всегда должны быть ухожены. Никогда не стригите девочку, если она не хочет. Покупайте ей всегда красивые заколки, банты, ободки. Делайте ей красивые прически. Она словно Рапунцель, должна знать, что волосы ее особенность, и как у любой принцессы они у нее прелестны.

  • Папа важный в ее жизни человек

Если отец хорошо относится к дочери, то он обеспечивает ей счастливую судьбу. В будущем она будет искать партнера, который будет относиться к ней с уважением и любовью. Именно от папы девочка должна узнать, что она красива. Это повысит ее самооценку. Если по какой-то причине отца нет у девочки, то нужно обеспечить незримое присутствие отца. Например, «Если бы папа был с нами, он бы удивился, насколько ты красива».

  • Нужно научить ее защищать себя

Любой родитель мечтает, чтобы ребенок был послушный и покладистый. Нужно дать ей возможность защищать себя и отстаивать свои интересы. Например, если ей не нравиться платье, дайте ей возможность сказать «Нет». Учите ее выражать свои чувства.

  • Игрушки для девочки

Выбирайте игрушки, которые научат ее быть мамой, или выбрать будущую профессию. Если выбрать куклу, то ту о которой нужно заботиться, пеленать. Или наборы врача, парикмахера, которые помогут вылечить или сделать прическу.

Суть правильного воспитания девочки – это сохранение и приумножение ее женской энергии, превращение маленькой принцессы в королеву.


Рекомендации по позитивному разрешению конфликтов

(правила взаимодействия родителей с агрессивными детьми в конфликтной ситуации).

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

Когда агрессия ребёнка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • Полное игнорирование реакций ребёнка;
  • Выражение понимания чувств ребёнка («Конечно, тебе обидно...»);
  • Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста,…»);
  • Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребёнок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему это сделать, а также внимательно выслушать, переключить его внимание на что-то другое.

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить чёткую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребёнок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вёл себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические взыскания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребёнка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не вспоминая о прошлых поступках. Иначе у ребёнка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценивать своё поведение. Вместо распространенного, но не эффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. 

  1. Установление с ребёнком обратной связи.

Для этого используются следующие приёмы:

  • констатация факта («Ты ведёшь себя агрессивно!»);
  • констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  • Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведения («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», « Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребёнка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твёрдость.Твёрдость касается только конкретного поступка, ребёнок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведёт. Акцент необходимо делать только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что взрослый против него. Ни в коем случае не вспоминать аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится,нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Необходимо обратить внимание ребёнка на то, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим, и подумать вместе, как такое поведение исправить.

  1. Использование адекватной коммуникации.

При общении с ребёнком важно использовать Я – послания, которые более позитивны, чем Ты – послания. Преимущество данных посланий очевидны: они действуют менее угрожающе и не загоняют ребёнка в угол, ему не нужно сразу оправдываться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях. Однако отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребёнку), это может расценено, возможно, как знак слабости.

ТЫ - ПОСЛАНИЯ

Я-ПОСЛАНИЯ

Ты поступил плохо

Я думаю, что…

Ты не смеешь

Я не доволен тем, что…

Ты не должен

Мне не нравится, что…

Ты виноват

Меня расстраивает, что…

Почему ты получил 2?

Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил 2

Если ты не сделаешь этого, то будешь наказан

Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав

Важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимает таким, какой он есть. Принятие и уважение могут быть переданы различными образами: без слов (жесты, положение тела, мимика), невмешательство, пассивное слушание, или вербально сообщаемое принятие (взаимоотношение через коммуникацию), активное слушание.

Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушанье помогает справится с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих чувств. Активное слушанье побуждает активно думать и говорить о проблеме/, улучшает отношение между детьми и родителями.

Взрослым важно научить ребёнка самоутверждаться в неопасных для окружающих формах, признать за ними право на сильные эмоции, терпеливо объяснять, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с ним происходит.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями

Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребёнок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Но взрослый должен уметь сдерживаться. Следует контролировать себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохранять партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабости. Если взрослые попадаются на эту «удочку» - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, сохраняет с ним хорошее отношение и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями его, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • Повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • Демонстрация власти (« Хозяин здесь пока ещё я», «Будет так, как я скажу»);
  • Крик, негодование;
  • Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • Сарказм, насмешки, высмеивания и передразнивание;
  • Негативная оценка личности ребёнка, его близких или друзей;
  • Использование физической силы;
  • Втягивание в конфликт посторонних людей;
  • Непреклонное настаивание на своей правоте;
  • Нотации, проповеди, «чтение морали»;
  • Наказание или угрозы наказания;
  • Обобщение типа «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда,…», «Ты никогда не…»;
  • Сравнение ребёнка с другими детьми не в его пользу;
  • Команды, жесткие требования, давление;
  • Оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребёнка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

  1. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешиться и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и прежде всего для самого ребёнка – агрессора.

  1. Сохранение положительной репутации ребёнка.

Ребёнку очень трудно признать свою неправоту и поражение.  Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка ( «Ты не важно себя чувствуешь, поэтому злишься», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз поговорить откровенно и обсудить поступок;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить требования по-своему;
  • предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить ребенку подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

9.Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у детей – демонстрация модели неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приёмы:

  • Нерефлексивное слушание – слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Молчать, так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно иначе человек обидеться, и общение прервётся или превратиться в конфликт. Всё, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • Тайм – аут – пауза, дающая возможность ребёнку успокоится;
  • Внушение спокойствия невербальными средствами;
  • Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • Использование юмора;
  • Признание чувств ребёнка.

Дети очень быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать соответствующие методы борьбы с агрессией. Это:

  • Игнорирование. Часто за агрессивным поведением ребёнка стоит потребность в привлечении им внимания родителя. Игнорирование родителями таких действий со стороны ребёнка не позволят ему в дальнейшем закрепить такую форму поведения;
  • Переключение внимания. Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра -  самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка;
  • «Изящный уход» - дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогают уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Правила безопасного общения  для очень коммуникабельных детей (при общении с незнакомцами)

Если ребенок очень коммуникабельный и самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами.

  1. Оставаться все время с друзьями, с людьми.
  2. Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы не говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
  3. Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
  4. Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
  5. Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе) .
  6. Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек! "
  7. Уметь сказать "нет" старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; "поэкспериментировать " с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию) .
  8. Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
  9. Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает как их зовут.

Помните, что даже знание всех этих правил может не уберечь ваших детей в чрезвычайных ситуациях! Не оставляйте детей без внимания!


Что толкает молодых людей к саморазрущающим действиям ?

По данным отчета Детского фонда ООН, наиболее вы­сокий процент самоубийств наблюдается в Латвии, Литве» Новой Зеландии, России, Словении и Финляндии, Статистические дан­ные показывают, что 25% всех погибших - юноши, 17% - девушки. Поданным ВОЗ, в промышленно развитых странах число юношей, совершивших самоубийство, и 4 раза выше, чем девушек  Если же взять показатель неудавшихся попыток самоубийств, то он в сред­нем в 10 раз выше показателя состоявшихся самоубийств. Так, на­пример, в США в 1од совершается около 30 000 самоубийств и 300 000 попыток. Аналогичные данные можно привести и по дру­гим странам.Так что же толкает молодых людей на самоубийство? «Меди­цинская энциклопедия отмечает: «Самоубийство - это реакция человека на проблему, ка­жущуюся непреодолимой...». Такой проблемой может стать смерть близких,  неразделённая любовь, серьезная физическая болезнь, невозможность найти ра­боту, финансовые затруднения, наркомания и т. п.

Социолог Э, Дурхейм выделает 4 главные категории само­убийств:

Эгоистическое самоубийство, которое коренится и отчуж­денности. Люди, склонные к эгоистическому самоубийству, предо­ставлены самим себе, их мало что связывает с окружающим миром, у них малая зависимость от людей, они склонны к одиночеству.

Альтруистическое  самоубийство,  напротив,  совершается
тогда, когда человек тесно связан с другими людьми, коллективом и готов пойти ради него на все, например: летчики-камикадзе вре­мен Второй мировой войны или люди- наши современники, совер­шившие самосожжение, чтобы привлечь внимание к какой-либо проблеме.

Аномическое самоубийство - такое самоубийство, когда люди не могут рационально справиться с трудностями и видят вы­ход в уходе из жизни. Это часто происходит, когда внезапно и шо­кирующе меняются отношения человека с обществом. Например, у успевающего ученика случается ряд срывов по одному из пред­метов, а учитель вместо поддержки констатирует закономерность случившегося.

Фаталистическое самоубийствокак правило, вызывается чрезмерно строгим контролем над личностью, ее свободой. Жертва не видит перед собой будущего.

Некоторые признаки саморазрушающего поведения:

  • проблемы со сном, потеря аппетита, апатия;
  • склонность к уединению и отчуждению;
  • побеги из дома;
  • резкие изменения во внешности и поведении;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками$
  • возбужденное или агрессивное состояние;
  • разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки,
  • изображающие всё в черном свете, отображающие жестокость, особенно, направленную на себя;
  • угрызения совести, самобичевание;
  • чувство безнадежности, тревога, депрессия, плач без причины;
  • раздача личных вещей;
  • неспособность сосредоточиться на какой-либо проблеме, дол­
  • го оставаться внимательным;
  • утрата интереса к любимым занятиям;
  • неожиданное ухудшение успеваемости, пропуски занятий и проблемы поведения в школе;
  • членство в группировке или секте;
  • эйфория после депрессии и т. п.

Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком

Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

Некоторые принципы общения.

1.Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!".

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

8. Никогда не позволять себе оскорбить ребёнка, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст ему права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что он способен.

9. Обсуждайте поведение только после успокоения.

10. Выясните, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное  решение. "Имя ….., ты расстроился, потому что……..Ты  можешь переживать, не имея  права обижать других. Что нужно сделать, чтобы  успокоиться и при этом ни  на кого не нападать?"  Предлагайте  что-то свое только в дополнение к сказанному.

11. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.

12. Cвое плохое настроение не разряжать на нем.

13. Найти повод похвалить его, особенно, это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к нему.

14. Ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

15. Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

16. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

17. Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

18. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Рекомендации для родителей по развитию внимания
учащихся младших классов

Проведение досуга за разгадыванием головоломок, решением логических задачек, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность. Однако существует один нюанс – такие занятия должны быть интересны вам и приносить удовольствие.

Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания, однако недостаточно просто много читать. Наиболее полезным является научно-популярный жанр, а также произведения про странствия. Смена деятельности при жизненных застоях – один из приемов восстановления снизившейся внимательности.

Любое занятие должно сопровождаться тишиной или тихой музыкой, чтобы внимание было направлено лишь на объект деятельности.

Эффективность концентрации внимания и ее длительность имеет большую зависимость от обогащения мозга кислородом. Поэтому полезными будут прогулки или перерывы между работой на свежем воздухе.

Достаточный, крепкий сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности.

Практические способы развития внимания.

  • Способ Мюнстерберга. Методика заключается в том, что человеку дается текст, состоящий из сплошного набора буков, в котором зашифрованы слова в количестве 23 штук. Человеку нужно менее чем за 2 минуты отыскать все слова, что свидетельствует о хороших навыках внимательности и концентрации.
  • Таблицы Шульте. Для проведения упражнения используются пятиячеечные квадраты, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Нужно быстро расположить их в правильном порядке по возрастанию. Хорошим результатом считается выполнение задания за 40 секунд и меньше. 10 слов. Данный способ оценивает не только внимание, но и кратковременную память. Человек читает словесный ряд один раз, а затем пытается повторить их наизусть. Более 8 слов является показателем высокой степени внимательности.
  • Поиск отличий на картинках. Широко известная методика также выполняется с учетом времени. Каждый из этих способов можно использовать для развития внимания, а не только для его оценки.
  • Эффективный и быстрый способ развития внимания: двухминутная концентрации внимания на движении секундной стрелки в часах. На протяжении двух оборотов следует все свои мысли направить на слежение за стрелкой, а малейшее отвлечение должно служить сигналом повтора методики заново. Для усложнения задачи можно проводить упражнение не в тишине, а при работающем телевизоре или в другом шумном помещении. Также можно разделять внимание между двумя объектами, например, стрелкой и руками. Главное, чтобы ни один из объектов не выделялся больше, чем второй. Регулярные повторы и усложнения подобной техники, помогут быстро увеличить внимательность и улучшить навыки концентрации.
  • Для улучшения способностей запутывания собеседника, а также для повышения внимательности применяется методика ответов и вопросов, когда заранее установлены слова, которые произносить запрещено. Один человек непрерывно задает вопросы, а второй должен отвечать, избегая стоп-слов. Запретными могут быть не только слова, но и буквы, что немного усложняет задачу. Для одновременного развития и внимания, и памяти, можно использовать методики, при которых человеку нужно отгадать слово по буквам или фразу по ее частям. При этом, улучшается внимательность и усиленно работает память, так как человеку нужно запоминать ответы других участников и сопоставлять их.
  •  Широко известен способ, при котором используются мелкие предметы от 15 до 30, которые раскладываются на поверхности. Человек смотрит и оценивает их расположение в течение половины минуты, после чего отворачивается, пока его помощник переложит какие-то детали или уберет их, или добавит.
  • Распределение внимания можно тренировать таким способом: одновременно произносится набор слов и выстукивается ритм. Человек должен запомнить все слова (что также развивает память) в правильном порядке и посчитать число ударов в ритме. Отличным способом развития внимания и памяти является повтор слов. Участники начинают с одного любого слова, с каждым разом добавляя еще одно. Прежде чем добавить новое слово, нужно повторить все предыдущие в правильном порядке.

Важно помнить, что эффект появится лишь при регулярных тренировках.

Рекомендации  для родителей
по развитию мышления у учащихся младших классов

1.      Занимаясь с ребёнком дома используйте задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;  классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей (разрезные картинки); последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);  задания на сообразительность,  логические  рассуждения и т. д.

2.     Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3.     Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 

4. После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

5. Развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану.

6.  Упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;  учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

7. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
8. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
9. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
10.  Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Практические игры и задания

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец, груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето, секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый     –     грустный
Быстрый     –    медленный
Пустой        –    полный
Худой         –     толстый
Умный        –    глупый
Тяжелый     –    легкий
Храбрый     –    трусливый
Твердый      –    мягкий
Шершавый  –    гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол; 
шкаф – свитер; 
холодильник – кефир; 
тумбочка – книжка
кастрюля – суп; 
дупло – белка; 
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры; 
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

 «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
 

Рекомендации для родителей
по развитию памяти учащихся младших классов

1. Обратите внимание на сильные стороны памяти ребенка, что он лучше всего запоминает: то, что видит - зрительная память; то, что слышит – слуховая память, или у него лучше развита двигательная память. Обратите особое внимание на слабые стороны памяти ребенка. Подбирайте индивидуальный подход к ребёнку, учитывая особенности его памяти. Организуйте запоминание разными способами, чередуйте их, чтобы развивать ослабленный тип памяти. 

2. Интерес во многом обусловливает успешность заучивания. Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

3. Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

4. Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

5. Используйте наглядность на уроках. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия, макеты, картинки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). 

6.  Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

7.  При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

8. Для улучшения процесса памяти развивайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: 

а) анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 

б) осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 

в) классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 

г) устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.      

Помните:

ценить жизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие;

от отчаянного шага молодых людей может удержать возмож­ность поговорить по душам с человеком, который выслушает, по­сочувствует и поймет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.